Доходы бюджета Советского муниципального округа Ставропольского края (далее – местный бюджет) сформированы в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах (статья 39 Бюджетного кодекса).
Общий объем доходов местного бюджета на 2024 год планируется в сумме 2 201 675,26 тысяч рублей, на 2025 год в сумме 2 079 745,19 тысячи рублей и на 2026 год в сумме 2 063 963,49 тысяч рублей.
В том числе, налоговые и неналоговые доходы 2024 год – 1 010 578,29 тысяч рублей, 2025 год – 913 471,14 тысяч рублей и 2026 год – 919 088,68 тысяч рублей.
Безвозмездные поступления 2024 год – 1 191 096,97 тысяч рублей, 2025 год – 1 166 274,05 тысяч рублей и 2026 год – 1 144 874,81 тысяч рублей.
В целях увеличения доходов бюджета Советского муниципального округа Ставропольского края на основе эффективного управления объектами муниципальной собственности Советского муниципального округа Ставропольского края будет продолжена работа:
- по закреплению за муниципальными учреждениями и предприятиями имущества, составляющего муниципальную казну Советского муниципального округа Ставропольского края, в оперативное управление или хозяйственное ведение, по перепрофилированию муниципального имущества, не соответствующего требованиям части 1 статьи 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», либо его отчуждению;
- по актуализации баз данных по объектам недвижимого имущества, находящегося на территории Советского муниципального округа Ставропольского края, учету и передаче недостающих характеристик технико-экономических показателей по объектам недвижимого имущества, по выявлению новых не учтенных объектов, а так же выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости Советского муниципального округа Ставропольского края, если права на данные объекты недвижимости возникли и правоустанавливающие документы на них были оформлены до дня вступления в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В период с 2022 года и по настоящее время на территории Ставропольского края государственным бюджетным учреждением Ставропольского края «Ставкрайимущество» проводилась государственная кадастровая оценка земельных участков, зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства и машино-мест. Кадастровая оценка, утвержденная в 2022 и 2023 годах, для целей налогообложения будет применяться с 2024 года.
В целях расширения налогооблагаемой базы и увеличения поступлений налоговых и неналоговых доходов в бюджет Советского муниципального округа Ставропольского края будет продолжена работа по:
- координации действий органов местного самоуправления Советского муниципального округа Ставропольского края с главными администраторами доходов бюджета Советского муниципального округа Ставропольского края, направленных на увеличение собираемости налогов и сборов, поступающих в бюджет Советского муниципального округа Ставропольского края.
- осуществлению контроля за постановкой на налоговый учет всех организаций - хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Советского муниципального округа Ставропольского края;
- проведению заседаний межведомственной комиссии по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, погашению недоимки в бюджет Советского муниципального округа Ставропольского края и обеспечению контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на территории Советского муниципального округа Ставропольского края, и межведомственной комиссии по профилактике нарушений трудовых прав работников работодателями, осуществляющими деятельность на территории Советского муниципального округа Ставропольского края.
Так в связи с преобразованием Советского городского округа в муниципальный округ мы приобретаем ряд преимуществ по мобилизации доходов в бюджет.
Прогнозно до конца 2023 года мы планируем привлечь в бюджет 752 347 тыс. рублей налоговых и неналоговых доходов, которые в общем объеме бюджета составляют 34%. Общий объем бюджета в 2023 году составит 2 217 701 тыс.рублей. В проекта 2024 года объем налоговых и неналоговых доходов планируется с ростом в 258 231 тыс.рублей, что составит 1 010 578 тыс.рублей или 46% в общем объеме бюджета. Влияние на такой рост оказывает прежде всего изменения в зачислении в бюджет муниципального округа нормативов от НДФЛ с 27 % до 49%, а так же по упрощенной системе налогообложения с 15% до 30%. Кроме этого на прирост налогооблагаемой базы в округе влияет объем поступлений от крупных налогоплательщиков. Таких как ВЭЛАН, сельскохозяйственный производственный кооператив РУСЬ, Ленина, ООО Агростройподряд, ООО Кавказ, пивоваренный завод и ряд других крупных организаций. Так прогнозно по данным администратора – ИФНС России контингент от НДФЛ на 2024 год прирастет на 88 млн.рублей и составит по округу 743 962 тыс.рублей.
Опираясь на данные показатели администрацией совместно с представительным органом предлагается частично осуществить замену причитающейся нашей территории дотации на дополнительный норматив от налога на доходы с физических лиц в размере 387 660 тыс.рублей или 51%. При сохраненном темпе роста это позволит дополнительно привлечь в бюджет около 12 млн. рублей.
Резервом роста налоговых и неналоговых доходов является взыскание дебиторской задолженности по платежам в бюджетную систему Российской Федерации. Проведение анализа состояния дебиторской задолженности, инвентаризация просроченной задолженности, усиление претензионно-исковой работы с неплательщиками и принятие мер принудительного взыскания задолженности позволит повысить собираемость платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Так же при определении общих параметров объема доходов бюджета Советского муниципального округа Ставропольского края на 2024 год и плановый период 2026 и 2026 годов учтены следующие изменения:
индексация ставок и изменение норматива отчислений в бюджеты муниципальных округов от акцизов на нефтепродукты;
установление на 2024 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Ставропольского края, используемого для расчета размера фиксированных авансовых платежей, уплачиваемых иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента;
продление предоставления «налоговых каникул» для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения, до 01 января 2025 года;
действие новой системы учета подлежащих уплате и уплаченных налогов, которая учитывает результаты исполнения налогоплательщиком обязательств перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации через формирование единого сальдо расчетов на его едином налоговом счете;
продление действия льготы по налогу на землю для граждан, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года и на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года, и их супруги (супруга) на налоговый период 2023 года.
Неналоговые доходы на 2024 год планируются ниже ожидаемого объема неналоговых доходов местного бюджета в текущем году на 14 628,25 тыс. рублей или 14,2 процента. Снижение обусловлено поступлением в текущем году дебиторской задолженности по арендной плате за землю и поступлением доходов от продажи материальных и нематериальных активов.
Объемы безвозмездных поступлений местного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов запланирован в соответствии с проектом Закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» и составят в 2024 году 1 191 096,97 тысяч рублей, в 2025 году 1 166 274,05 тысяч рублей и в 2026 году 1 144 874,81 тысяч рублей.
Снижение объемов безвозмездных поступлений местного бюджета на 2024 год и в плановом периоде 2025 и 2026 годов относительно текущего года обусловлено тем, что ряд трансфертов предоставляется местному бюджету под фактическую потребность.
Структура доходов по годам.
Наименование показателей бюджетной классификации |
Факт за 2022 год (тыс.руб.) |
Удел вес % |
Оценка 2023 года (тыс.руб.) |
Удел вес % |
План на 2024 год (тыс.руб.) |
Удел вес % |
План на 2025 год (тыс.руб.) |
Удел вес % |
План на 2026 год (тыс.руб.) |
Удел вес % |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
2434471 |
100,0 |
2217701 |
100,0 |
2201675 |
100,0 |
2079745 |
100,0 |
2063963 |
100,0 |
Налоговые и неналоговые доходы |
598950 |
24,6 |
752347 |
33,9 |
1010578 |
45,9 |
913471 |
43,9 |
919089 |
44,5 |
Налоговые доходы |
502204 |
20,6 |
649298 |
29,3 |
922158 |
41,9 |
826721 |
39,8 |
832334 |
40,3 |
Налог на доходы физических лиц * |
324 921 |
13,3 |
491411 |
22,2 |
739767 |
33,6 |
635817 |
30,6 |
633222 |
30,7 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации ** |
31 078 |
1,3 |
31291 |
1,4 |
28189 |
1,3 |
29293 |
1,4 |
30233 |
1,5 |
Налог взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения*** |
15 215 |
0,0 |
14385 |
0,0 |
34096 |
1,5 |
37286 |
1,8 |
40563 |
2,0 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
110 |
0,0 |
-30 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Единый сельскохозяйственный налог |
30 212 |
1,2 |
23048 |
1,0 |
21728 |
1,0 |
22815 |
1,1 |
23959 |
1,2 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
7 038 |
0,3 |
6724 |
0,3 |
7094 |
0,3 |
6965 |
0,3 |
7362 |
0,4 |
Налог на имущество физических лиц |
19 304 |
0,8 |
16044 |
0,7 |
22273 |
1,0 |
23524 |
1,1 |
24834 |
1,2 |
Земельный налог |
67 281 |
2,8 |
59277 |
2,7 |
61706 |
2,8 |
63555 |
3,1 |
64531 |
3,1 |
Государственная пошлина |
7 046 |
0,3 |
7148 |
0,3 |
7305 |
0,3 |
7466 |
0,4 |
7630 |
0,4 |
Неналоговые доходы |
96746 |
4,0 |
103049 |
4,6 |
88421 |
4,0 |
86750 |
4,2 |
86755 |
4,2 |
Безвозмездные поступления |
1835520 |
75,4 |
1465354 |
66,1 |
1191097 |
54,1 |
1166274 |
56,1 |
1144875 |
55,5 |
* В связи с преобразованием Советского городского округа в муниципальный округ мы приобрели ряд преимуществ по мобилизации доходов в бюджет.
Рост по налогу на доходы физических лиц в 2024 году относительно 2023 года планируется в связи с увеличением доли заменяемой дотации на НДФЛ с 50 процентов в текущем финансовом году до 72,85 процентов на 2024 год. А так же в связи с ростом налогооблагаемой базы в 2024 году по данным Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю в размере 111,6 процентов.
**Снижение плановых назначений данного доходного источника на 2024 год относительно текущего года обусловлено уменьшением норматива отчисления в бюджет округа с 0,32118 процентов в 2023 году до 0,31933 на 2024 год.
*** Планируемая сумма данного налога на 2024 год выше ожидаемого исполнения в 2023 году в связи с увеличением процента отчисления с 15 до 30 процентов.
Объемы безвозмездных поступлений сформированы исходя из размеров финансовой помощи, предусмотренных местному бюджету в проекте закона Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».
Динамика доходов местного бюджета
по безвозмездным поступлениям
Показатель |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||||
Уточненный план |
Прогноз |
Отклонение |
Прогноз |
Отклонение |
Прогноз |
Отклонение |
||
Всего |
1465353,69 |
1191096,97 |
-274256,72 |
1166274,05 |
-24822,92 |
1144874,81 |
-21399,24 |
|
Темпы роста к предыдущему году, % |
79,83 |
81,28 |
97,92 |
98,17 |
||||
Дотации |
313811,00 |
144463,00 |
-169348,00 |
252523,00 |
108060,00 |
248261,00 |
-4262,00 |
|
Темпы роста к предыдущему году, % |
75,75 |
46,04 |
174,80 |
98,31 |
||||
Субсидии |
97712,89 |
162677,00 |
64964,11 |
73450,20 |
-89226,80 |
75590,42 |
2140,22 |
|
Темпы роста к предыдущему году, % |
84,14 |
166,48 |
45,15 |
102,91 |
||||
Субвенции |
1043396,35 |
882475,09 |
-160921,26 |
838818,97 |
-43656,12 |
819541,51 |
-19277,46 |
|
Темпы роста к предыдущему году, % |
82,56 |
84,58 |
95,05 |
97,70 |
||||
Иные межбюджетные трансферты |
11513,87 |
1481,88 |
-10031,99 |
1481,88 |
0,00 |
1481,88 |
0,00 |
|
Темпы роста к предыдущему году, % |
25,73 |
12,87 |
100,00 |
100,00 |
||||
Прочие безвозмездные поступления |
302,98 |
0,00 |
-302,98 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Темпы роста к предыдущему году, % |
25,15 |
|||||||
Возврат остатков прошлых лет |
-1383,40 |
Деятельность органов местного самоуправления
Советского муниципального округа
Ставропольского края, влияющая на изменение доходов местного бюджета
В целях увеличения доходов местного бюджета и в рамках деятельности органов местного самоуправления Советского муниципального округа Ставропольского края, влияющей на изменение доходов местного бюджета, утвержден План мероприятий направленных на увеличение роста доходов и оптимизацию расходов бюджета Советского городского округа Ставропольского края, совершенствование долговой политики Советского городского округа Ставропольского края на период 2023 - 2025, утвержденного постановлением администрации Советского городского округа Ставропольского края от 05 мая 2023 г. № 461, в соответствии с которым предусматриваются следующие мероприятия: